Обзоры

Forza Motorsport (2023): Глазами автосимера — как руль меняет игру?

Играл на Microsoft Xbox Series X | S

Если  Forza Motorsport 7 была местами похожа на игры серии Forza Horizon (как главным меню, так и попыткой развлекать игрока странными режимами и модификаторами), то в новой части разработчики явно решили максимально разделить две серии.

 Forza Motorsport (2023) — про чистокровный автоспорт, что видно как по структуре игры, так и по ощущениям от неё. Понятно, что сравнивать FM с  iRacing или  Assetto Corsa некорректно, а в Gran Turismo я последний раз играл во времена PS3. Поэтому в первую очередь буду указывать отличия от Forza Motorsport 7.

Руль автора — Logitech G920.

Если раньше можно было безнаказанно сокращать путь через газоны и поворачивать, бортанув соперника, то теперь система штрафов и переработанная физика таким заниматься не позволят. Тренировочные заезды перед каждой гонкой помогают сложить в голове пазл из погодных условий, конкретного автомобиля и трассы, а система рейтингов и квалификация в мультиплеере превратили хаос в порядок.

И таких изменений в игре масса. Кажется, у Turn 10 получился идеальный способ вкатить новичков в автоспорт. Или нет?

Содержание статьи

Управление и физика

Гонял я на руле с тремя педалями и ручной КПП при отключённых читерских помощниках, с реалистичным управлением, периодически переключая ABS, противобуксовочную систему и систему курсовой устойчивости. Это стоит учитывать, изучая обзор. Играть мне было сложно, так как я люблю симуляторы, а они меня — нет. Иногда приходилось перезапускать один заезд раз пять, вылетая перед самым финишем из-за случайно воткнутой мимо передачи. Но настройка всего в игре очень гибкая: можно превратить её в спокойные покатушки без напрягов.

Пара слов для тех, кто планирует катать с геймпада. Управление на нём приятное и немного вязкое (в хорошем смысле). Машину можно прочувствовать, но без деталей. Вибрация на геймпаде Xbox Series почти всегда корректно передаёт ощущения от покрытия. Но при этом вылезает основная проблема любой трековой гонки: может быстро наскучить. Мне хватило нескольких гонок, чтобы всё понять и вернуться к рулю.

Forza Motorsport на геймпаде.

Наглядный пример переработанной физики — пропал эффект постоянного скольжения на повороте с любым приводом. Именно за него Forza Motorsport 7 чаще всего ругали игроки и пресса. Теперь при срыве в занос вас, скорее всего, размажет по треку.

Конечно, если активировать курсовую устойчивость в настройках, то вероятность ловко пролететь сложный поворот повышается, но ловить машину всё равно приходится. То, насколько сильно это нужно делать, зависит от конкретного авто. Про контролируемый дрифт ничего хорошего или плохого сказать не могу — у меня с ним всегда были проблемы. Но в мультиплеере этого практически не видно.

Обратная связь через руль передаёт все типы покрытия, неровности, срывы в занос и столкновения. Учитывая такую проработку, странно видеть, что с видом из кабины руль так и поворачивается на пол-оборота, как в остальных частях Forza. Когда вылетаешь с трассы в песок, колеса вязнут и ты замедляешься, в то время как на траве машину может раскрутить и выбросить прямо под соперников.

В некоторых случаях можно так раздолбать свою машину, что даже до пит-стопа не доедешь. После столкновений можно повредить, например, левый суппорт и забыть о ровном торможении — вас обязательно будет тянуть в сторону.

Погодные условия тоже сильно влияют на управление. Вы можете начать гонку в лёгкий дождик, середина придется на грозу, а закончите уже на почти сухом асфальте. И то, что трек прощал вам на чуть мокром асфальте, в ливень отправит вас в отбойник. Замена шин на пит-стопе отнимет несколько секунд, но их можно наверстать за счёт лучшего сцепления.

Автомобили, что я успел попробовать (а это даже не четверть автопарка), различаются даже в рамках одного класса. Это не всегда заметно сразу, но рано или поздно нюансы находятся. Понятно, что Dodge Challenger поворачивает не так резво, как Subaru STI, а на заднеприводной Supra входить в повороты сложнее, чем на полноприводной RS 5. Это лежит на поверхности, и с этим всё хорошо.

Но когда у тебя на Focus 3 сгорает сцепление на четвёртом круге от того, что ты слишком грубо бросал педаль и перегазовывал, а BMW M3 такие перегрузки спокойно выдерживает, то понимаешь, что машины и правда ведут себя по-разному. Какая-то начинает крутиться волчком, если резко переключиться на пониженную передачу, а другую можно подловить, выиграв несколько секунд на выходе из поворота.

Насколько это справедливо и реалистично — судить не могу, но подмечать такие детали во время заездов приятно. Если подобные нюансы применимы ко всем 500 авто, то это безумие. А уж учитывая возможность замены запчастей и их тонкой настройки…

Не хватает разве что автоматического изменения настроек управления: например, чтобы в каком-нибудь суперкаре отключалась педаль сцепления и достаточно было подрулевых переключателей. Мне иногда приходилось гуглить, где честно будет использовать «палку», а где — лепестки.

Прогресс и карьера

Детали тюнинга для каждой модели теперь открывается отдельно. Любая тренировка, квалификация, гонка или прохождение карьерных ивентов приносят уровни и кредиты, которые нарабатываются за места в гонках, удачное прохождение поворотов и так далее. Например, во время тренировки вы можете бить собственные рекорды на определённых участках трасс, что стимулирует искать максимально правильную траекторию.

Кому-то может не понравиться то, что для открытия настройки трансмиссии сначала придётся покататься на «стоке». С другой стороны, это позволяет привыкнуть к машине, прежде чем превратить её в монстра и понять, что именно хочется поменять.

Копаться в гараже самому необязательно — есть автоматическая настройка, которая всё сделает сама, не превысив при этом ограничения заезда. Но тонкая ручная настройка тоже есть.

Зарабатывать первые уровни, очки машины и кредиты для покупки новых моделей можно проходя карьеру. Никакого сюжета нет — от выдуманных гонщиков Turn 10 отказалась. Просто катаем в разных классах или моделях: седаны, маслкары, старые хэтчбеки и так далее. Ещё есть события, которые меняются примерно раз в неделю.

Для тренировки и изучения треков карьеры более чем достаточно. Игрок без большого опыта в автосимуляторах или тот, кому они даются сложно (как мне), может провести там много времени. Соперники всё так же представлены драйватарами ваших друзей, но, кажется, поумнели. Если есть возможность пропустить вас вперёд, когда вы явно двигаетесь быстрее, они это делают. Конечно, столкновения остались, но спустя десяток часов я прекратил ругаться на влетающих в меня ботов, понимая, что и сам бы не успел затормозить, если бы кто-то влез на мою траекторию.

Явно не хватает сюжета для базового введения новичка в правила автоспорта: как формируется список лидеров, проходят квалификации, определяются штрафы, на что влияет давление в шинах и так далее. Почти всё это поясняют текстом, но если авторы хотели привлечь новую аудиторию, то стоило подавать информацию другим способом.

Мультиплеер

Гонки по Сети тоже сменили курс с весёлого безумия на серьёзность. Основным аргументом против Motorsport у игроков в Gran Turismo всегда было то, что в Forza творится аркадное месиво. Отсутствие нормальной системы наказаний приводило к тому, что гонки мало чем отличались от Horizon, а неспортивное поведение скорее поощрялось.

Штрафы за срезы теперь определяются корректно как в мультиплеере, так и в карьере: если вылетели за пределы трассы случайно и не получили преимущества, то последствий не будет. Со столкновениями сложнее: иногда вы на полной скорости влетаете в бок соперника и получаете справедливый штраф, а иногда наказания нет.

Прежде чем игрока выпустят в мир, он должен пройти серию квалификационных заездов с другими новичками. По их результатам присваиваются два рейтинга: мастерства и безопасности.

Первый определяет ваш уровень навыков вождения от 1 000 до 5 000 и пытается закидывать вас к игрокам с похожим рейтингом, после чего уже обращается к уровню безопасности. Он определяет, насколько вы аккуратны и не мешаете ли другим водителям.

Кажется, система работает — я сразу получил за безопасность максимальную S и с особо неадекватными после квалификации не сталкивался. Все стараются пропускать более быстрого игрока и не вылетают из пит-стопа на середину трассы.

После присоединения к одному из нескольких онлайн-событий у вас есть около 20 минут на тренировку и прохождение квалификации, которая определит ваше место на старте. Тренировка позволит понять, что за условия на треке, сколько топлива вам будет нужно (игра показывает примерное количество кругов) и какую резину подобрать. Советую не пренебрегать выбором резины и пит-стопом для её замены. Однажды за один круг я скатился с четвёртого места на последнее, потому что решил не менять изношенные шины.

Графика, производительность и технические моменты

С картинкой в Motorsport прорывов не произошло. Если взять обычный трек в ясный день, то он выглядит неплохо, только и всего. Модели авто местами даже могут показаться устаревшими (в Интернете полно доказательств использования моделей из прошлых частей). Визуальные повреждения ограничиваются лёгкими вмятинами и треснувшим стеклом, да и кажется, что отличий от «семёрки» особо и нет. И это спустя шесть лет!

Но вот с дождём, туманом, на закате или рассвете игра приобретает объём, и смотреть на неё становится гораздо приятнее. Скорее всего, за счёт хорошей работы с освещением. Отражения на капоте, свет фар на асфальте, искры от столкновений ночью — это впечатляет, но такие моменты в игре редки.

Ночью видно отражение рук в лобовом стекле — как и в других «форзах».

Чаще всего вы будете наблюдать ничем не примечательную картинку, и это не было бы проблемой, если бы не производительность на ПК. Я так и не смог добиться адекватного соотношения качества и fps на RTX 4070 с рейтрейсингом. Либо я получал 90 кадров и «мыло», либо чёткую картинку и плавающий фреймрейт. В роликах производительность вообще падала до 30–40 fps.

То, что игра плохо работает на ПК, можно понять по множеству негативных отзывов в Steam, так что это явно не только моя проблема. Разработчики уже начинают латать игру патачами, но как скоро решат все проблемы — вопрос открытый.

Один из багов — левитация машин в повторах онлайн-заездов. В одиночном режиме такого нет.

Возможно, стоило ещё покрутить ползунки или подождать патча, но я просто пересел на Series X. На нём и остался — в режиме быстродействия с 60 fps. Играть при 30 кадрах в гонки с рулём — это боль, поэтому пожертвовал рейтрейсингом. Хотя во время реплеев и заставок производительность явно падала ниже 30 fps, улучшения картинки я не замечал.

На консоли особых технических проблем не было: пару раз игра ушла в бесконечную загрузку во время тюнинга, а повторы мультиплеера отказывались работать. Удивительно, что в эксклюзиве Xbox часто не работает Quick Resume, который просто откидывает тебя в главное меню.

Итоги

У Microsoft уже есть лучшая гоночная аркада на сегодня, и теперь компания явно нацелена на создание полноправного конкурента симуляторов. Forza Motorsport 2023-го окончательно отделилась от серии Forza Horizon и превратилась в автосим (хоть и с оговорками), бросив попытки развлечь игрока там, где это было не нужно, и идти на уступки.

В Turn 10 решили сосредоточиться на главном — поведении авто на треке. Чтобы заметить все нюансы и изменения, не хватит и 50 часов, но судя по тому, что я успел понять, студия справилась прекрасно. Раньше я доставал руль из коробки раз в полгода, но теперь даже не открепляю его от стола и явно продолжу наматывать круги по трекам.

Однако нельзя не заметить серьёзные проблемы с производительностью на ПК, местами устаревшую графику, всего 20 трасс на старте и отсутствие полноценного сюжетного режима. И на первое впечатление тех, кто хотел бы прикоснуться к миру автоспорта, это влияет явно сильнее, чем переработанная физическая модель. Если бы у меня не было Xbox, моё впечатление было бы совсем другим. Игроки на ПК, которые заплатили $70, явно имеют право на ярость. Но все эти проблемы реально решить патчами и обновлениями. Разработчики уже клепают заплатки и обещают новые бесплатные трассы.

 Forza Motorsport (2023) может стать ступенькой в мир серьёзных автосимуляторов для тех, кого раньше они отпугивали. Даже если у вас есть только геймпад.

Плюсы: это наконец-то не Forza Horizon; отличная физика авто; рейтинг безопасности и система штрафов в мультиплеере; возможность тонкой настройки игры под каждого; большое количество машин; гонку будут обновлять бесплатным контентом.

Минусы: это совсем не Forza Horizon; плохая оптимизация на ПК; местами устаревшая графика; нет полноценной вводной карьеры; всего 20 трасс на старте.

Оценка игры

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 4 =

Кнопка «Наверх»