Первая полоса

Мир The Elder Scrolls: пляски каджитов на Лунной Решётке

Ксенофобия и расизм в мире The Elder Scrolls — дело обыденное. Эльфы презирают людей за их низкое происхождение, те, в свою очередь, поливают грязью все прочие виды и проповедуют верховенство человеческой расы, но больше всего во вселенной «Свитков» досталось зверорасам. О них игрок во время своего путешествия по Тамриэлю узнаёт много нелестного, в основном через ксенофобскую имперскую пропаганду.

Благодаря ненадёжным рассказчикам и из-за слабой репрезентации в самих играх, рождаются предрассудки. Орки — бездомные и неотёсанные варвары, аргониане — примитивные и зловонные источники болезней, а каджиты и вовсе наркоманы, в лучшем случае пригодные лишь для воровства и работы на плантациях.

Но имеют ли подобные мифы что-то общее с действительностью, или же зверорасы с их уникальными религиями и культурой были недооценены? Путешествие с развенчанием мифов начнётся в жарком Эльсвейре, который пережил множество войн, пару эпидемий чумы, евгенические эксперименты и даже драконов. А попутно я отвечу на ряд самых интересных вопросов о природе каджитов и их истории.

Что общего имеют кошкожена, лисожена и кошкодраконожена? Могут ли каджиты быть плодом извращённой природы эльфов? Как две луны помогают кошачьему народу выжить? Что такое Лунная Решётка? Как Альдмерский Доминион обманул каджитов и превратил Эльсвейр в собственный сателлит? Способны ли домашние котики колдовать и правда ли, что лунный сахар — это всего лишь наркотик?

Содержание статьи

Бетмеры, кошки и лисички

По поводу каджитов: я много лет провёл занимаясь боевыми искусствами. Я 30 лет тренировался, у меня есть чёрный пояс национального уровня, и я участвовал более чем в 1 200 боях на ринге. Я знал, что хочу создать кошачью расу с такими неотъемлемыми качествами, как грациозность и ловкость, присущие мастеру боевых искусств. В Японии искусство владения мечом называется кэндзюцу. Я модифицировал его, чтобы получить каджитов, — так и родилась раса этих проворных и подвижных кошек!

Виджей Лакшман (Vijay Lakshman), интервью о создании  TES: Arena

Ещё в первой статье цикла The Elder Scrolls я упоминала тернистый путь формирования лора вселенной. Писатели приходили и уходили, менялись хранители знаний — при участии стольких людей появление ретконов было неизбежно. Однако сценаристы подходили к этому событию с изяществом — все изменения канона можно списать на ненадёжных повествователей, разные точки зрения, невежество, необразованность жителей Тамриэля, ксенофобию, пропаганду и даже на плохое зрение рассказчиков!

О ретконах и становлении лора The Elder Scrolls 24 октября 2022 ⋅ 58 Мир The Elder Scrolls: история сотворения — Всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить о самой запутанной игровой вселенной

Изменение лора коснулось и каджитов. В Arena они были неотличимы от людей, за исключением, пожалуй, боевой раскраски на лицах, в  Daggerfall у них уже появились хвосты, а к третьей части жители Эльсвейра окончательно превратились в прямоходящих кошек с характерными пружинистыми задними лапами.

Чтобы окончательно запутать игроков, разработчики ввели в канон ещё 15 разновидностей каджитов, не отказавшись при этом и от более гуманоидной версии. Это вызывает вполне закономерные вопросы: от чего зависит появление на свет разных пород каджитов и как они связаны с эльфами, раз носят гордое название бетмеры? Обо всём по порядку.

baratron: Если бы у вас было всё время мира, все деньги, никаких расходов и решение оставалось бы за вами, — какие «лорные» события вы бы хотели воплотить в спин-оффе «Древних Свитков?» Например, акавирское вторжение, Войну Красного Алмаза — что угодно из истории.

Мэтт Файрор: Есть пара вопросов, на которые лично я хотел бы получить ответ. Например, что произойдёт после того, как мир будет разрушен? Но также мне интересны Первая Эра и Эра Рассвета. Прямо на рубеже, потому что там происходило много интересных вещей, которые оказали большое влияние на весь континент. Также было бы здорово узнать, откуда появились каджиты, потому что они уже были там [на Нирне]. В лоре есть ответ на этот вопрос? Я почти уверен, что нет.

Wicked_Shifty: В некоторых книгах предполагается, что они какие-то родственники босмеров, но на самом деле нет…

Мэтт Файрор: Да, затем были другие книги, и в них уже говорится, что каджиты существовали, когда альдмеры…

Wicked_Shifty: …Когда мимо проплывал Топал Мореход.

Мэтт Файрор: Да, так что было бы интересно узнать. Хотя есть некоторые вещи, которые в лоре неизвестны, и их лучше держать в секрете.

Интервью с Мэттом Файрором (Matt Firor), директором ESO

Как и в случае с другими расами, секрет происхождения бетмеров навеки останется загадкой Эры Рассвета, где не существовало времени, а потому одновременно происходило всё. Но погадать никто не запрещает, ведь не только я, но и учёные мира «Свитков» постоянно поднимают интересные антропологические вопросы. У нас есть несколько основных теорий происхождения каджитов, куда затесались извращения эльфов, лисички, пропаганда и драконы.

Впервые протокаджиты были упомянуты ещё в Меретической эре исследователем Топалом Мореходом, путешествия которого описаны во внутриигровой книге «Отец Нибена». Огибая Тамриэль, альдмерский мореплаватель обнаружил множество чудны́х земель и существ, а зайдя по реке Нибен вглубь материка, повстречал больших кошек:

Демоны-кошки на двух и четырёх лапах бежали по берегам реки,
Всегда удерживая судно в поле зрения
Своих зелёных глаз, шипя, плюясь и
Яростно рыча.
Но путникам не пришлось приставать к берегу,
Поскольку фруктовые деревья так низко опускали
Свои ветви над водой,
Будто собирались их обнять, и люди собирали
Фрукты прежде, чем кошки успевали подскочить.

«Отец Нибена»

К протокаджитам также причисляют жителей Акавира Ка По’Тун и вымершую вульпиноподобную расу лилмотиит. О первых известно не так много: название существ, предположительно похожих на каджитов, можно перевести как «тигры-драконы», так как их предводитель Тош Рака загадочным образом обрёл крылья и занялся покорением Акавира.

Лилмотиит же обитали на территории современного Чернотопья, но полностью вымерли во время Кнахатенской чумы, к которой их соседи аргониане оказались иммунны. Сейчас о них можно узнать только из редких интервью и описаний предметов, а единственным рукотворным напоминанием о лисьей расе остался город Лилмот в Аргонии.

Лилмот в DLC Murkmire.

«Приветствую. Меня зовут Хундориан. Мою чешую согревает возможность написать вам, леди Кларисса Лоран. Я бы хотел узнать побольше о той лисоподобной расе, называемой лилмотиитами. Правда ли то, что они могли быть уничтожены Кнахатенским гриппом? Моё племя ведёт кочевой образ жизни, и я слышал, что лилмотииты могли вести такой же. Скажите, есть ли среди всего этого доля истины, или же всё это просто мифы и слухи? Надеюсь, моё письмо дойдёт до вас в целости и вы сможете ответить. Кстати, я приложил к письму мешочек грязи. Можете делать с ней что угодно, но пользуйтесь ею мудро. Да укажет грязь вам путь, леди Кларисса Лоран».
— Хундориан, Лорд Грязи

«Приветствую, леди Кларисса. В своих изысканиях я наткнулся на несколько упоминаний вымерших лилмотиитов, кочевой народ лисоподобных людей из Чернотопья. Говорят, что они были как-то связаны с хаджитами, хотя я сомневаюсь, что это так (хотя некоторые знакомые хаджиты утверждали, что „лилмотиит“ переводится с та’агры как „житель Лилмота“, что подразумевает употребление того же или схожего языка — если только это не просто данное кем-то название, вроде того, как нас, альтмеров, называют высокими эльфами). Я не смог найти иной информации о них, за исключением факта, что это они основали город Блэкроуз. Знаете ли вы что-либо ещё об этой загадочной расе? Благодарю вас».
Аларра — советник Объединения исследователей в научных поисках.

Леди Кларисса Лоран говорит: «Ах, почившие, оплакиваемые и ныне потерянные лилмотииты! Согласно всем источникам, вся раса пала жертвой ужасного Кнахатенского гриппа, и никогда нам больше не говорить с кем-то живым из лисьего народа. Тем не менее нас может утешить тот факт, что они, несомненно, оставили после себя покинутые и нетронутые поселения, и посему мы можем вернуть лилмотиитов к жизни с помощью науки археологии! Конечно, они жили с отдалённой и противоположной Хай Року стороны Тамриэля, поэтому они почти неизвестны нам, бретонским учёным, но я собираюсь лично исправить это упущение! После посещения Золотого берена я надеюсь морем добраться до Лейавина, а затем по суше отправиться в Меркмайр в Чернотопье. Посмотрим, что мы сможем там найти!»

Интервью с бретонским археологом

Для ESO был создан концепт-арт лилмотиитов, но в самой игре они так и не появились.

«Я слышал, что вы довольно хорошо осведомлены о районе Меркмайра в Чернотопье, поэтому я хотел бы знать, где находились лилмотииты! Или, по крайней мере, осталось ли что-нибудь с тех пор, как они, предположительно, жили в этом регионе?»
— Тааси

«Ах, ответ на ваш вопрос грустный-грустный! Наши вульпиноподобные лилмотииты находились в упадке на протяжении многих поколений, самые близкие кланы ушли из прибрежных районов вглубь страны, в город Блэкроуз, что к северу от Меркмайра. Увы, Кнахатенский грипп, столь ужасный для сухокожих, обернулся для Лисьего народа почти полным вымиранием. Никто из тех, с кем я разговаривал в Меркмайре, не видел живого лилмотиита за много плаваний».

Аргонианский историк отвечает на вопросы

Поиграть за лилмотиитов можно с фанатским модом для Crusader Kings III — The Elder Kings 2. И даже создать розовую вульпу! Каджиты и их разновидности в этом моде тоже переданы очень достойно.

Можно ли считать современных каджитов родственниками лилмотиитов, Ка По’Тун или копией «демонов-кошек», встреченных Топалом, — вопрос открытый.

Кто-то считает, что каджиты произошли от расы разумных больших кошек. Подтверждение тому — описания этой расы в Arena и Daggerfall. «Ваша раса рождена в пустыне, где жизнь жестока и сурова, а смерть приходит на крыльях стервятников. Вы по-кошачьи ловкие и грациозные, смертоносные охотники пустошей». «Каджиты родом из провинции Эльсвейр. Вы принадлежите к смуглому народу, чрезвычайно выносливому, умному и ловкому. Многие каджиты стали раскрашивать свои лица, чтобы больше походить на своих легендарных кошачьих кузенов, хищных кошек, охотящихся в большой пустыне».

Умы Империи написали об извращениях альдмеров не одну книгу — здесь и «сады из кишок» во времена рабства людей, и способные к магии бретонцы, родившиеся от соития людей и эльфов. Неудивительно, что некоторые учёные считают каджитов плодом «низменных пристрастий Старшей расы» (имперская пропаганда, помните?). Другие исследователи предполагают, что каджиты — это альдмеры, которые в процессе расселения эльфов попали в пустынный Эльсвейр и постепенно эволюционировали, чтобы приспособиться к климату.

о садах из кишок и происхождении бретонцев 23 ноября 2022 ⋅ 47 Мир The Elder Scrolls: эволюция божеств — Всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить о самой запутанной игровой вселенной 21 февраля ⋅ 40 Мир The Elder Scrolls: расцвет и падение империй — Всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить о самой запутанной игровой вселенной

Какая из этих теорий близка к правде? Ни одна. Или сразу все, как это принято в мире The Elder Scrolls, который был создан магией и мифами, а потому подчиняется концепции мифопеи. Но ни одна теория гладкокожих не сравнится с мифологией самих каджитов: туда затесались уже знакомый нам Мономиф (с интерпретациями Ану и Падомая), даэдра и аэдра, лунный сахар, родство с босмерами, а также самое загадочное достояние культуры каджитов — Лунная Решётка.

Мономиф по-каджитски

«Многие слышали истории о том, что форма каджита определяется лунным циклом. Возможно ли в таком случае для альфика (каджита размером с домашнюю кошку) родить боевого кота сенч-рата, который, как говорят, ростом с двух альтмеров?»
— Человек Флойд

Лунный епископ Хунал говорит: «Ох уж эти безволосые. Ну и воображение у них! Краткий ответ — да. Абсолютно верно, джа-Ха’джай определяет род шерсти каджита, или „породу“, как говорят некоторые. Тем не менее пределы, в которых разнятся размеры нашего кошачьего народа, сильно преувеличиваются в некоторых имперских источниках. Во время Реманских завоеваний, когда киродиильцы искали оправдание для вторжения в каджитские королевства, на нас повесили ярлык „зверолюди“, а пропаганда делала всё возможное, чтобы убедить всех в нашей схожести с близкими родичами меньшей разумности. Ибо что может быть неправильного в освобождении столь плодородных земель, как наши, от низменных „зверолюдей“? Да, любознательный, у каджитов существует 17 различных родов шерсти, но не верьте преувеличениям имперской пропаганды».

Лунный епископ Хунал отвечает на ваши вопросы

Наиболее подробно происхождение каджитов описано в книгах «Напутствие матери клана Анисси» и «Послание о духах Амуна-дро». И если в самой распространённой версии сотворения мира Ану и Падомай были метафизическими сущностями, которые создали само пространство и материю, а также всех Эт’Ада, то каджиты считают Анурра и Фадомай котятами из одного помёта.

Устав от одиночества, они произвели на свет всех известных изначальных духов. Это уже знакомые нам боги, имена которых видоизменены согласно родному языку каджитов и его фонетике: Алкош, Кенарти, Магрус, Мару, С’рендарр, Хермора, Хирсин, Меррунз, Мафала, Сэнгин, Шеггорат и многие другие.

Инфографика в лучшем качестве находится здесь.

Изнывая от скуки, одна из дочерей Анурра и Фадомай попросила мать родить ещё кого-нибудь. Фадомай обманом заставила мужа подарить ей больше детёнышей — так на свет появились Луны и их Движения, Азура и Нирни, будущая мать всех земных смертных.

Когда обман вскрылся, а между супругами произошла ссора, Фадомай сбежала от Анурра в Великую Тьму и родила там последнего котёнка, чьё сердце было исполнено тьмы, — уже известного нам Лорхаджа. С его появлением и сама Великая Тьма обрела душу, став Намирой.

И Фадомай поняла, что её время пришло. Фадомай сказала:
«Джа-Ка’джей, тебе Фадомай отдаёт Решётку, ибо что может быть надёжнее, чем смена фаз луны? Твоё вечное движение убережёт нас от гнева Анурра». И луны заняли свои места в небесах. И Анурр зарычал и сотряс Великую Тьму, но не смог преодолеть Решётку.

«Напутствие матери клана Анисси»

Свои предсмертные дары Фадомай разделила и среди дочерей. Нирни досталось право рождения, Азуре же она подарила свои Секреты:

  • «Когда Нирни будет полна своими детьми, возьми некоторых из них и измени их. Сделай их самым быстрым, самым умным, самым красивым народом и назови их каджитами».
  • «Каджиты должны уметь лазать лучше всех, ибо, если Массер и Секунда собьются с пути, именно им придётся забраться по дыханию Кенарти и направить луны на нужный путь».
  • «Каджиты должны стать искуснее всех в обмане, ибо им придётся скрывать свою природу от детей Анурра».
  • «Каджиты должны быть самыми живучими из всех созданий, ибо Нирни станет завидовать, по её воле пески станут жестокими, а лес — суровым, и каджитам придётся голодать и бороться с Нирни».

Нирни была готова родить детей, но в мире для них уже не было места. Как и в общеизвестном мифе, она обратилась за помощью к Лорхаджу, чьё сердце было наполнено Великой Тьмой. Итог во всех мифах един: Лорхадж запер Нирни вместе с её братьями и сестрами в плане смертных, вынудив многих из них пожертвовать собой, чтобы стабилизировать новый мир.

За причинённый ущерб Лорхадж был убит. Его сердце изначальные духи спрятали в глубине Нирни, а тело выбросили в небо, чтобы оно вечно следовало за лунами в их тени. Так в мифологии каджитов появилась третья, Тёмная луна, а история Лорхаджа ещё была далека от завершения.

Дети Нирни, лесной народ, ещё не имели формы, так как их жизни не были привязаны к течению лун. И Азура, знавшая секреты Фадомай, прошептала Лунам Первый из них — поселила лесных детей в лучшие леса и пустыни и разделила на несколько видов. Азура назвала их каджитами и затем Вторым Секретом связала их с Решёткой. Третьим Секретом был лунный свет, который пролился на землю и превратился в лунный сахар.

Топальская лунная бухта — священное для каджитов место. Именно там лунный свет падает с небес и стекает в бухту. Священные воды сияющего моря уносят лунный сахар на мелководье. Тростники с лунным сахаром произрастают по всему Эльсвейру, но больше всего — именно в Топальской бухте. 

И’ффер, один из детей Фадомай, подслушал Первый Секрет и рассказал Нирни о том, как Азура изменила её детей. Разозлившись, Нирни превратила плодородную почву каджитов в безжалостные пустыни, а И’ффер наделила даром изменения. Тот сделал часть лесного народа босмерами, чтобы они перестали тяготеть к зверю, а сам стал их верховным богом. С этих пор босмеры и каджиты разделились, и каждый народ пошёл своим путём. Босмеры навсегда остались эльфами (обращаясь в зверей разве что во время Дикой Охоты), а каджиты обрели множество пород и благодаря течению лун продолжили появляться на свет, но уже в разных формах.

Сахарно-лунная зависимость

«Природа мифа состоит в том, чтобы быть правдой и в то же время простой аллегорией».
«Многие истории — это головоломки более чем с одним решением».

Лунный епископ Хунал отвечает на ваши вопросы

Смена фаз луны имеет огромное влияние на культуру каджитов и находит отражение в религии, политике и искусстве. Этот астрономический танец регулировал доминирующее королевство и был единственной константой во времена Прорыва Дракона, способом упорядочить хаос безвременья, который существовал в Эру Рассвета.

«Пока вы сражались с призраками и рождали собственных отцов, Грива наблюдал за джа-Ка’джей, потому что только луны были постоянны, а у вас нет сахара, чтобы это увидеть».

Что же такое лунный сахар? Вопреки распространённому мнению невежественных жителей империи, это не только наркотик, но и важная часть культуры каджитов, основной ингредиент множества блюд национальной кухни, герой лирики, подарок богов и главный экспортный товар.

Каджиты также верят, что их боги постоянно даруют благословения своим избранным в виде лунного сахара, вещества, происходящего из леса Тенмар в южном Эльсвейре. У этого сахара множество применений; это попеременно и приправа, и магический ингредиент, средство общения со священными лунами, а также опасный и вызывающий привыкание наркотик.

Каджиты считают его «кристаллизованным лунным светом», пойманным водами Топальского моря и принесённым в заросли сахарного тростника в Тенмаре силой двойных приливов. Каджиты верят, что, отведав сахара, они поглощают малые доли вечных душ своих богов. И это вызывает у них приступы исступлённого восторга и импульсивности, и улицы крупных городов Эльсвейра полны людей-кошек, трясущихся под действием сахарного припадка. Чрезвычайно опасную производную лунного сахара, известную как скума, наиболее жалкие каджиты часто курят в необработанном виде, пропуская дым через воду. Жертвы скумы привыкают к наркотику на всю жизнь, находясь поочерёдно в состоянии эйфории и летаргии.

Тем не менее лунный сахар — это часть повседневной жизни каджитов, а для их королевств — ещё и главный предмет экспорта. Пища в Эльсвейре вся без исключения сладкая: конфеты, торты, пудинги и засахаренное мясо — вот главные элементы еды каджитов. Путешественников в Эльсвейре предостерегают против приёма местной пищи — похоже, что люди даже более восприимчивы к воздействию лунного сахара, чем сами люди-кошки.

«Карманный путеводитель по Империи, 1-е изд.»

 

В культуре каджитов лунный сахар — это и бог Риддл’Тар, и сама магия, частичка Этериуса, а потому его, как подарок богов, в изобилии выращивают по всему Эльсвейру и не забывают восхвалять в музыке.

Как бы Лунная Решётка ни влияла на культуру каджитов, самое сильное воздействие она оказала на их морфологию. Все котята рождаются одинаковыми, но положение лун определяет их дальнейшее развитие: согласно Решётке каджиты делятся на так называемые «роды шерсти». Некоторые виды ничем не отличаются от домашних кошек, гуманоидные каджиты отправляются в качестве послов и дипломатов в другие государства, а больших кошек сородичи используют в качестве транспорта.

Это вовсе не означает, что их не уважают! Это вовсе не означает, что их не уважают! Это вовсе не означает, что их не уважают!

За пределами Эльсвейра менее похожие на людей разновидности каджитов подвергаются сильной дискриминации. К сенчам относятся как к большим хищникам, а альфиков, похожих на обычную кошку, пытаются взять на руки или приласкать. Вероятно, именно по этой причине страну покидают лишь гуманоидные каджиты.

«Напутствие матери клана Анисси» намекает, что каждый вид каджита годится для определённой работы, что позволяет обществу действовать слаженно. В то время, когда в Эльсвейре существовало 16 королевств, каджиты представляли собой единый, хорошо сбалансированный организм, способный выстоять перед любыми трудностями и нападениями извне.

В зависимости от их расы у каджитов разные обязанности в каджитском обществе. Это больше практический вопрос, нежели кастовая система. Очевидно, что есть работа, которую вы не можете выполнять без противопоставленных больших пальцев, и т. д.

Дуглас Гудолл (Douglas Goodall)

Известно о шестнадцати разновидностях каджитов, по количеству первых кланов. В «Путеводителе по Империи» упоминается минимум о двадцати, что может быть ошибкой, допущенной из-за недобросовестного исследования экзотической расы. Самые маленькие породы каджитов — альфик и альфик-рат (-рат в названии свидетельствует о немного изменённой форме — как правило, эти особи больше). В отличие от домашних кошек, альфики умны, могут говорить и колдовать, но из-за физических ограничений и маленьких лапок не могут выполнять тяжёлую работу. Протагонист Oblivion, Skyrim и ESO может стать катаем. Катай и катай-рат тоже различаются между собой — вторые по расцветке больше похожи на ягуаров, а бесстыдная книжка «Подлинная Барензия» открывает и другие их физиологические особенности…       Омес и омес-рат под руководством игрока могли стать главными героями Arena и Daggerfall. Согласно «Путеводителю», они были настолько похожи на эльфов, что Пелинал Вайтстрейк, испытывавший белую ярость по отношению ко всем мерам, истребил не один десяток таких каджитов.     Даги и даги-рат изящные, ловкие и похожие на рысей, предпочитают земле жизнь на деревьях. Из-за этой особенности они хорошо проявили себя в войне против Валенвуда, забираясь на высоты, куда босмерам было не достать Сутай и сутай-рат — обладатели характерных пружинистых лап. Представители этой породы в изобилии появлялись в Morrowind. Тоджай и тоджай-рат присутствуют в играх только в виде статуй. Известно лишь, что они живут на юге, в джунглях, болотах, а также лесу Тенмар.     Пахмар и пахмар-рат большие, более двух метров в высоту, прямоходящие особи, которых можно встретить по всему Эльсвейру. Из них получаются хорошие грузчики, телохранители и воины. «Боевые коты» сенч и сенч-рат часто используются своими сородичами в качестве вьючных или ездовых животных. Вопреки мнению иностранцев, они довольно умны, (на порядок умнее своих дальних родственников сенч-кошек) могут разговаривать и пользоваться магией.  

Семнадцатая, уникальная, разновидность каджитов — Грива, который рождается при лунном затмении и становится неофициальным духовным лидером Эльсвейра. Считается, что в мире одновременно может существовать только один Грива, который после смерти перерождается в новом теле. Спорные ситуации, когда существует несколько претендентов, а также судьба неудавшихся Грив подробно раскрываются в DLC  Dragonhold для ESO и основной сюжетной линии фракции Альдмерского Доминиона.

И если каджиты, «вписанные» в Лунную Решётку, подчиняются Джоуну и Джоуду, двум лунам, то котята, рождённые в затмение, принадлежат к другому спутнику Нирна, Лорхаджу, той самой невидимой Мёртвой Луне.

«Хотя дух настоящего кота купается в духовном свете лун, каждый кот знает и отягощение Тёмных, и ощущает позыв втянуться в Изогнутый Танец. Настоящий кот, который слишком много слушает Тёмных, становится Изогнутым Котом, чей дух переносится Намиирой вниз, во Тьму Позади Мира, рано или поздно превращаясь в дро-м’Атра».   «Кто знает тьму шумного Лорхаджа лучше, чем каджиты? В определённый момент своей жизни все мы страдаем от зова Тьмы. Кто из нас не слышал биения барабана Тёмного Сердца в минуты глубочайшей скорби или самого мучительного сожаления?» «Послание о духах» Амуна-дро, том 1.

Как вы могли заметить, каждый «фурсток» наделён особенностями: из сенчей и пахматов получаются хорошие воины, альфики и омесы прекрасны в шпионском деле, даги — незаменимые диверсанты. Подарив своим потомкам разные формы, Фадомай повысила их выживаемость в мире, полном других рас. Но что она не смогла предусмотреть, так это недружелюбные соседи и чужеземные болезни.

Недуг и панацея

Нирни сделала так, что пустыни стали жаркими, а песок — обжигающим. И Нирни наполнила леса влагой и ядом.

«Напутствия матери клана Анисси»

Плодородная местность Эльсвейра была превращена в ядовитые леса и бесплодные пустыни, но это не умалило волю каджитов к жизни. Шестнадцать кланов проживали в согласии и даже выступили против жаждущих власти драконов, которые расползались по миру в поисках рабов. Благодаря каджитскому герою Кунзар-ри и его соратникам крылатые демоны были ослаблены, обмануты и на время побеждены. Дальнейшая их история наиболее полно раскрывается в дополнении  The Elder Scrolls Online: Elsweyr, когда во время Второй Эры драконы по ошибке были выпущены в мир.

Слаженность 16 племён воспрепятствовала агрессии соседей-босмеров, а Алессия дважды подумала, прежде чем расширять свою империю на юг. Отдельные племена специализировались на торговле, военном искусстве и сельском хозяйстве, а главенство регионов проверялось положением лун.

 

«Ритана-ди-Ренада», песнь о 16 королевствах.

Смуту в мир каджитов смогли внести не захватчики извне, а куда более коварный враг — Трассианская чума, пришедшая в 1Э 2260 и унёсшая жизни половины населения Тамриэля.

Трассианская чума связана с островами Трас, которые находятся северо-западнее Саммерсета. Архипелаг стал местом жительства разумных слизнеподобных существ — слоадов (игроки узнали об их существовании ещё в  The Elder Scrolls Adventures: Redguard) которые с Меретической эры досаждали альдмерам, посягая на их территории.

Согласно «Путеводителю по Империи» слоады намеренно выпустили Трассианскую чуму (будучи сильными магами и некромантами, они могли попытаться таким образом одолеть своих врагов), за что жители Тамриэля почти полностью уничтожили их. Собрав огромный флот, объединённая армия людей, эльфов и зверолюдей неизвестной магией потопила коралловые острова слоадов, что на долгое время затормозило развитие слизней. Со временем острова вновь были подняты из воды, а слоады были замечены по всему Тамриэлю и за покупкой невольников для своих исследований некромантии.

«Всякий слоад, с которым пришлось столкнуться, был алчным, бессердечным, безбожным, самовлюблённым интриганом. Они, похоже, не испытывают или же не проявляют привычных людям эмоций, хотя являются искусными дипломатами и актёрами, ставят пошлые и преувеличенные пародии на человеческое поведение (смех над тупыми шутками, плач над явной неудачей, яростные тирады при проявлении глупости или нелепости). Богохульство и кража, пытки и похищения людей, убийства и геноцид не вызывают у них угрызений совести. Они преступают закон, если расчёт говорит о том, что это в их интересах. Они не осознают или не удостаиваются дружбы и привязанности в привычном человеку понимании, за исключением радостного влечения к тем, кто победил их или надул в каком-либо деле. Взрослые особи, по-видимому, не занимаются воспроизводством и не интересуются судьбой своего потомства».

«Карманный путеводитель по Империи, 1-е изд.»

Больше о слоадах можно узнать в  The Elder Scrolls Online: Summerset.  

Трассианская чума нарушила баланс, царивший в объединённом Эльсвейре. Каджитам довелось исполнять роли, которые они не выбирали и которые противоречили их природе, а жители начали воевать, чтобы выжить. В конечном итоге это привело к созданию двух королевств — Анеквины и Пеллетина, двух кардинально разных культур, разделённых не только географически.

Пеллетин, занимавший плодородные джунгли на юге, имел веское преимущество перед северным регионом — в лесистой местности произрастал сахарный тростник, главный экспортный товар всего Эльсвейра. Жители Анеквины были закалёны физически, а потому стали прекрасными воинами. Война продолжалась, и ни одна из сторон не могла победить.

Суровые пустыни Анеквины и щедрые леса Пеллетина. Суровые пустыни Анеквины и щедрые леса Пеллетина.

Воспользовавшись внутренними распрями, Вторая Империя под предводительством Ремана Сиродильского захватила северный регион. Свободолюбивые каджиты продолжили воевать — и с Империей, и между собой.

В этот же период происходит другое событие, которое косвенно касается истории Эльсвейра — исход Драконьей Стражи из Сиродила на юг. В предыдущей статье я уже упоминала акавирцев и их связь с драконами и императором. Бежав с Акавира от крылатых захватчиков, они присягнули на верность Реману Сиродильскому, когда стали свидетелями его мастерства Крика. С тех пор акавирцы поклялись служить Драконорождённому императору и вскоре сформировали орден Драконьей Стражи.  В этот период они помогали каджитам бороться с драконами в Эльсвейре. После убийства потентата Стража была с позором расформирована, так как не смогла предотвратить покушение. Часть акавирцев бежала в Эльсвейр во время междуцарствия, потому на просторах Анеквины и Пеллетина можно найти множество образцов их архитектуры. В последнем DLC «Сезона Драконов» протагонисту предстоит реформировать древний орден и самому занять место в рядах борцов с драконами.

Долгожданная, но очень короткая вспышка надежды для каджитов появилась уже после смерти Ремана III, во время Акавирского Потентата. Главы своих королевств, Кейрго из Анеквины и Эшита из Пеллетина, поженились и объединили разрозненный регион, дав название своему новому государству — Конфедерация Эльсвейр.

Происхождение этого названия поставило ученых в тупик. Одна из общепринятых гипотез отсылает к известной каджитской пословице про то, что «идеальное общество всегда где-то в другом месте» («a perfect society is always found elsewhere»), предполагая, что новые король и королева, обладая чувством юмора, подразумевали именно это. Другая теория считает, что это имя связано с Ллесв’ером — раем, обещанным каджитам Риддл’Таром. Так или иначе, оба предположения говорят об оптимизме, для которого в реальности не было оснований.

«Путеводитель по Империи и её окрестностям, 3-е издание».

Искусственное объединение провинций не принесло счастья ни одной из них. Анеквина и Пеллетин за время разлуки стали слишком разными — племена севера и знать юга не желала уступать друг другу, что приводило к постоянным конфликтам внутри конфедерации. Отчаянье предводителей страны достигло такой точки, что они попросили империю вмешаться, но безуспешно. Люди в тот период и сами переживали не лучшие времена, так как были ослаблены убийством своих акавирских императоров и эпохой междуцарствия.

В этот период Грива Рид-Тар-ри’Датта испытал видение и раскрыл каджитам существование бога Риддл’Тара.     Грива, обычно остающийся в стороне при решении политических вопросов, стал миротворцем, принёсшим своему народу свод правил по смене власти и назвал это Путём Двух Лун. Он «даровал классам равноправие под дву-лунной тенью, разделяя их власть в соответствие с танцем-двух-лун йа-Ха’джай».  

Соблюдая новые законы, Эльсвейр прожил в состоянии шаткого мира несколько лет, прежде чем на Тамриэль спустилась болезнь куда более продуманней, коварней и опасней трассианской чумы. Кнахатенский грипп, который, по слухам, был ответной реакцией аргониан на увеличившееся количество работорговцев и ненависть к их расе.

Кнахатенский грипп впервые проявился в Штормхолде (городе на границе с Морровиндом и Сиродилом), а его происхождение имеет две версии. Согласно первой, деревья хист или аргонианские шаманы самостоятельно создали вирус против иноземцев. Согласно второй версии, болезнь возникла самостоятельно. Если принять во внимание тот факт, что аргониане единственные были иммунны к гриппу, то становится ясно, к какой из теорий склоняется общественность.

Грипп волной прокатился по Тамриэлю, унося жизни данмеров-работорговцев, босмеров и бретонцев, а также полностью уничтожил расу лилмотиитов и котрингов, серебристых эльфов, которые проживали на территории Чернотопья. Среди жертв оказались и альтмеры, которые уже однажды столкнулись с Трассианской чумой и не хотели повторения геноцида.

Эльсвейр, граничивший с Чернотопьем, тоже пострадал от болезни — чума вспыхнула сначала в Сенчале, а затем и по всем городам конфедерации, унося жизни тысячи каджитов. Борьба с Кнахатенским гриппом могла бы окончиться для каджитов полным вымиранием, если бы не неожиданная помощь со стороны альтмеров. С помощью королевы Саммерсета и её союзников босмеров болезнь начала отступать. Благодарность каджитов была так велика, что в будущем они подписали союзный договор о присоединении к Альдмерскому Доминиону без раздумий. Этот союз положил начало медленной оккупации Эльсвейра и превращения его в сателлит альтмеров.

Ушастые войны

Междуцарствие словно притянуло в Эльсвейр всевозможные события: слияние миров под предводительством Молаг Бала, убийство всей королевской семьи и оккупацию Анеквины коловианцами. Вдобавок ко всем несчастьям из древней тюрьмы выбрались когда-то заточённые драконы.

Во всех этих конфликтах поучаствует и Душелишённый, главный герой ESO.

Человеческие империи, как мы уже знаем, поднимаются и падают подобно волнам, поэтому когда в третьей эре к власти в Сиродиле пришёл Тайбер Септим, часть Анеквины снова оказалась захвачена. Не без помощи злополучного Нумидиума, который Септим активировал в Риммене. Воспользовавшись временным парадоксом, новый император силой присоединил к своим владениям сначала часть материка, а затем весь Эльсвейр.

Войны и раздоры не покидали засушливый регион ни в составе империи, ни после, во времена очередного Междуцарствия. Сначала на западе кипела Пятилетняя война между Эльсвейром и Валенвудом, затем последовал территориальный конфликт с Лейавином, а после убийства потентата Окато, падения очередной империи и Междуцарствия Грозовой Короны Эльсвейр на короткое время снова стал независимым.

История неизменна — когда угасает человеческая империя, восстаёт эльфийская. И не успел вольный Эльсвейр выбрать союзника, союзник выбрал сам, когда Массер и Секунда исчезли с небосвода, ознаменовав самый тёмный период в жизни всех каджитов.

Ночи Пустоты

— Чем были Ночи Пустоты?
— Евгеническим экспериментом. С гарниром в духе «не связывайтесь с нами».

Майкл Киркбрайд (Michael Kirkbride)

Среди каджитов воцарилась паника — без лун в небе они не могли «ходить» по Лунной Решётке, и ни одна книга не описывает ужасных морфологических изменений, которые могли происходить с потомством всей расы. Новорождённые каджиты становились Забытыми Гривами, с упоением поющими песню Лорхаджа? Или же котята погибали, ведь без лун не могли обрести определённую рождением форму?

Они приходят к нам детёнышами, рождёнными во время тёмного затмения. Они — Забытые Гривы, обречённые никогда не править. Мы даём им цель, наставляем их. Мы поём слова Алкоша, чтобы его мудрость могла собраться в их сердцах, как песок на дне песочных часов. Это тайные защитники, которые присоединятся к Прайду Алкоша.

Когда Алкош хмурится, они поднимаются. Когда Эльсвейр рыдает, они сражаются. А когда они испустят последний вздох, Кенарти придёт к ним, чтобы отвести их за пределы Песков за Звёздами.

«Прайд Алкоша»

Два года длились Ночи Пустоты, внесшие сумятицу в морфологию каджитов, и теперь лишь сами каджиты или Альдмерский Доминион смогут ответить на ряд вопросов, связанных с экспериментом. Как? Зачем? Каков результат?

Согласно одной самой популярной теории, альтмеры искали способ вернуться к состоянию эльнофей, потому что ненавидели свою смертность. А так как согласно мифам каджиты и босмеры до создания Лунной Решётки были одним народом, Доминион ухватился за легенду, чтобы подтвердить её или развенчать.

Стоило лунам вернуться, а каджитам возликовать, Альдмерский Доминион заявил о своей причастности, чем заслужил безграничную благодарность всего Эльсвейра. Вскоре Конфедерация рассыпалась на изначальные королевства Анеквину и Пеллетин, став сателлитом Доминиона, а ослабевшая империя людей уже никак не смогла этому противостоять.

Каджиты за всю историю их существования прошли захватывающий путь изменений, великих побед и поражений: от ретконов и разных пород до Лунной Решётки, бесконечных войн за выживание и евгенических экспериментов Талмора, чтобы в конце концов стать рабами альтмеров в их войне по завоеванию людей и возвращению к бессмертию. Но где оканчивается чья-то история, обязательно начинается иная, о чём мы обязательно узнаем в следующих материалах этого цикла.

А эта статья увидела свет благодаря содействию отличного специалиста по вселенной The Elder Scrolls — Pixel Tea. Спасибо ей за помощь!

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − пятнадцать =

Кнопка «Наверх»